Патриотическая работа
В человеке порядочном патриотизм
есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и
происходит не от чего другого, как от желания делать добро. сколько
возможно больше и сколько возможно лучше.» Н.А. Добролюбов.
«Кто не принадлежит своему
отечеству, тот не принадлежит человечеству» В. Г. Белинский
Патриотизм (греч-родина):
моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и
достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в
готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед
лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.
Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной
несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для
процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и
уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее
высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою
независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку
осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без
чего он не может состояться как личность.
Защита Отечества является долгом и
обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический
долг перед Отечеством.
Патриотическое воспитание ребенка –
это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины –
ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только
начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств
воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за
свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
.
Патриотическое воспитание современных дошкольников -
это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу,
родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного
отношения к представителям других национальностей, но и воспитание
уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле,
защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и
общенародным праздникам.
В федеральном образовательном
стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию:
создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного,
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности.
Вопросы патриотического воспитания
подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий,
методических разработок, научных работах педагогов. У современных детей
искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, что связано с
произошедшими изменениями в нашей стране за последние годы. Изменилось и
отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над
духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной
приостановки патриотического воспитания в современном детском саду.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и
привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения
к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским
традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний
о правах человека;
— расширение представлений о
городах России;
— знакомство детей с символами
государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности
и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности,
чувства уважения к другим народам, их традициям.
Правильная организация работы по
патриотическому воспитанию дошкольников основана, прежде всего, на знании
возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко
откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для
воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие
возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания
детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в
окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее
благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так
как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а
иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Ребенок
дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют
над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве
мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Знакомство детей
этого возраста с явлениями общественной жизни способствуют росту социального
начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.
Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот
факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и
устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких
людях и сверстниках.
В дошкольный период детства
происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные
особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими
людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются
симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому
жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму
отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие
нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь
на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на
равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи
вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с
родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,
сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому
воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую
очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания.
Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи,
составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности,
дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята
рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы,
консультации по вопросам семейного воспитания
Постепенно ребёнок пронимает, что
он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей
нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться
основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту
основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять
их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось
представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является
ЧЕЛОВЕК.
Патриотического воспитания
современного поколения должна в первую очередь принимать участие сами дети ,
осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать
ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия детей в нужное
русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача
заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания,
гражданственности и патриотизма у современных детей . Работа по патриотическому
воспитанию дошкольников дает возможность отвлечения их от негативного
воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности.