Во что играть с ребенком
31.08.2021
«Разве не тогда я приобрел все то, чем
теперь живу,
и приобрел так
много и так быстро, что во всю остальную жизнь
не приобрел ни
одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня
только шаг. А от новорожденного до пятилетнего –
страшное расстояние».
Л.Н. Толстой
Часто мы,
современные родители задаемся вопросом, когда начинать обучать наших детей,
какой возраст оптимально предназначен для того, чтобы развить естественные
способности, приобрести знания и навыки,
с помощью которых наш ребенок в дальнейшем сможет сделать успешную карьеру,
обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, реализовать свои
возможности и так далее. Второй вопрос, который стоит перед нами, кто должен
этим заниматься, родители, бабушки – дедушки или специалисты; где и в какой
форме должно происходить это обучение – развитие?
Современная наука считает, что именно дошкольное
детство, а особенно первые годы жизни закладывают фундамент будущей личности
ребенка, что естественно делает исключительно важной систему его воспитания и
развития.
Предпринимая шаги для организации процесса
образования, нужно помнить:
- Во
первых: до трех лет малыш сознает себя единым целым со своими родителями,
особенно с мамой; поэтому дети так беспокоятся, когда родителя оставляют их с
кем то, даже родственниками, даже когда уходят в соседнюю комнату; они часто
требуют, чтобы родители все делали вместе с ними, даже то, что малыш уже освоил
и может делать самостоятельно.
- Кризис трехлетнего возраста ответствен как
раз за отделение малыша в его внутреннем мире от взрослых, которые о нем
заботятся, за осознание собственных желаний, отличных от желаний родителей, за
появление потребности в собственном пространстве.
- Во
– вторых, дети младшего дошкольного возраста в силу особенностей нервной системы,
не способны долгое время заниматься одним видом деятельности, тем более, если
он предполагает ограничение двигательной активности (как, например, занятия за
партами – столами). Учтите, что одной деятельностью ваш ребенок 1,5 - 3 лет
может заниматься не более 10-15 минут, а в 4 – 6 лет не более 30 минут.
В -третьих,
наибольшая активность в развитии определенных психических процессов или навыков
в различные возрастные отрезки делает эффективными в усвоении нового материала
различные формы деятельности.
Например, во время активного освоения малышом
окружающего мира, когда ребенок все норовит потискать, и в прямом смысле слова попробовать на зуб,
активному развитию ребенка будут способствовать игры с различными фактурами,
формами, цветами. В период освоения речи продвижению малыша в интеллектуальном
плане помогут игры, связанные с усвоением новых слов, понятий, использованием
рассказа, пересказа, отражением своего отношения.
Игры с детьми в
раннем возрасте (1-3 года)
Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте являются
действия с предметами (лопатка, чтобы копать; ложка, чтобы есть и так далее)
связанные с конкретной ситуацией. Ведущая психическая функция – это восприятие,
то есть эмоции, отражающие отношение малыша
к предметам и людям. Общение со взрослым играет здесь познавательную роль,
взрослый является источником знаний о мире и проводником в попытках
взаимодействовать с этим миром. В то же время, взрослый также источник
представлений ребенка о себе (какой он: добрый – жадный, неряха - аккуратный, красивый,
сильный или наоборот) и своем поведении. Поэтому родителям нужно быть
осторожными с критикой, так как постоянные замечания и недовольство
результатами ребенка лягут в основу формирования низкой самооценки,
неуверенности в своих силах, отказу от притязаний на успех и популярность в
обществе. Основным результатом раннего возраста и задачей ребенка к трем годам является возникновение у ребенка
сознания, собственного Я, заключенного в
личных потребностях и состояниях ребенка; а задача родителей состоит в том,
чтобы создать условия для развития и овладения различными навыками,
необходимыми для удовлетворения собственных потребностей. Например, чтобы
достать игрушку с полки, вашему ребенку необходимо встать на стул, но чтобы не
упасть самому, не уронить и не сломать игрушку малыш должен обладать ловкостью,
глазомером и координацией движений.
Таким образом, на основе особенностей возраста можно
выделить следующие направления в развитии ребенка, которые можно реализовать с
помощью игр:
·
Развитие моторики
·
Развитие действий
с предметами
·
Развитие речи
·
Общее развитие
Примеры игр- упражнений, направленных на развитие
моторики.
Любой малыш, ограниченный в движении, будет отставать
в развитии. Несформированность моторики проявляется в виде плохой координации частей тела, при
выполнении сложных движений, например в танце, где руки и ноги выполняют
отдельные несинхронные движения, неуклюжести, неловкости, невыразительности
мимики, сложности в произношении звуков. Для развития моторики полезен массаж,
пальчиковая гимнастика, упражнения и игры на регуляцию мышечного тонуса:
«ЛОДОЧКА»
Лечь на спину, руки под головой. По команде одновременно поднимает прямые руки,
ноги и голову. Поза держится максимально долго, то же самое на животе.
«БРЕВНЫШКО» Из положения лежа на спине, ноги вместе, руки
вытянуты над головой перекатываться несколько раз сначала в одну, потом в
другую сторону.
«КОЛОБОК»
Лежа на спине, подтянуть колени к груди, Обхватить их руками, в таком положении
перекатиться несколько раз сначала в одну, потом в другую сторону.
«ГУСЕНИЦА»
Лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч.
Выпрямляя руки ложиться на пол, затем сгибая руки, поднимаяя таз и подтягивать
колени к локтям.
ПОЛЗАНЬЕ
НА ЖИВОТЕ.
ПОЛЗАНЬЕ
НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ.
«ПАУЧОК»
Сидя на полу, руки немного позади себя, ноги согнуты в коленях, приподниматься
над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагать одновременно правой ногой и
правой рукой по четырем направлениям (вправо, влево, назад, вперед). Тоже
самое, только шагают разноименные рука и нога. После добавляются движения головы,
глаз, языка в различных сочетаниях.
«ГУСЯТА»
Гусиный шаг с прямой спиной по четырем направлениям. Тоже с плоским предметом
на голове.
«ЗООПАРК»
Ребенок изображает различных зверей и птиц.
Примеры игр- упражнений, направленных на развитие речи
Процесс интенсивного усвоения речи у ребенка идет в
процессе активного общения со взрослым. Среди причин позднего формирования речи
наблюдают такие как скудность общения взрослого с ребенком (родители слишком
устают, слишком много работают и так далее), чрезмерная опека взрослого
(взрослый буквально угадывает и предупреждает все желания малыша), стремление к
удобству родителей, нам проще, чтобы ребенок не проявлял излишней
самостоятельности, так как это требует большего внимания и усилий с нашей
стороны. Родителям нужно стимулировать использование активной речи у ребенка,
побуждая его к высказыванию своих желаний и сотрудничая в играх:
«КТО
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метров от взрослого. Взрослый
берет игрушки и шепотом дает задания, которые ребенок должен выполнить.
Например: посади мишку в машину. Задания должны быть краткие, произносить их
нужно тихо, но четко.
«ЗЕРКАЛО»
ребенок повторяет движения взрослого и называет их. Например, взрослый
показывает как он причесывается, умывается, прыгает и так далее. Спрашивает
ребенка «Что я делаю», ребенок отвечает и повторяет движения.
«НАЙДИ
ОШИБКИ» Взрослый рисует картинку, на которой что - то нет так (художественные
достоинства картинки в данном случае не имеют значения). Содержание картинки и
допущенные ошибки должны быть понятны малышу. Он должен показать, где не так и
объяснить как надо.
КАКОЙ
ЭТО ФОРМЫ?
ЧТО
БОЛЬШЕ?
«КТО
ЧТО ЕСТ?»
Таким образом, играя с детьми, нужно соблюдать
некоторые правила:
- обязательно играйте сами, не перепоручая это другим;
- в каждой игре вы можете решать разные задачи,
главное понимать чему именно вы хотите научить ребенка;
- не устраивайте вашему ребенку «домашнюю школу», не
стоит ограничивать его подвижность, ведь чем больше активности проявит ребенок,
тем полнее будет его представление о мире.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.09.2022
Дата обновления: 12.09.2022
Дата публикации: 31.08.2021